Формирование конструктивных детско-родительских отношений через игру

       Детство – это то, с чего начинается жизнь каждого человека. Это период, который определён как самый яркий и важный этап в развитии личности.

       На сегодняшний день в семьях возникает всё больше проблем, связанных с вопросами воспитания, коммуникации «ребёнок – социум», а также с возникновением конфликтов в детско-родительских отношениях.

       Многих трудностей можно избежать, если с самого рождения строить воспитание ребёнка в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальной предрасположенностью.

Чтобы выстроить конструктивные, гармоничные, комфортные взаимоотношения, родители не должны:

  • Отказываться от объяснений – перед тем, как что-то запретить, необходимо объяснить, почему;
  • Вспоминать прошлое («А вот в прошлом году…») – следует разобраться, прояснить ситуацию и забыть о ней;
  • Указывать ребёнку на его схожесть с родственниками («Весь в отца (мать)»);
  • Подчёркивать минусы, неудачи ребёнка – уместно сказать: «Ничего, ты можешь лучше, я верю в тебя»;
  • Игнорировать ребёнка.

Хороший помощник в гармонизации детско-родительских отношений – юмор. Смейтесь вместе с ребёнком, подмечайте забавные стороны во всём, что с вами происходит. Только не иронизируйте – ребёнок ещё недостаточно опытен, чтобы понимать подтексты. Всю информацию, эмоции, чувства дети воспринимают буквально.

Игры на укрепление детско-родительских отношений

Игра «Ласковое имя».

Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать мячик друг другу. Кому попадёт мяч, тот называет несколько своих имён. Родители называют, как их в детстве называли родители.

 

Игра «Имя».

Каждый участник называет своё имя и характеризует себя первой буквой. Женя — жизнерадостный, Марина- молодчина.

 

Игра «Правил нет».

Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..», открылись друг другу «как есть» — теми чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда – вот так я вижу, вот так я чувствую.

 

Игра «Правил нет».

Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты…». Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни  отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера)

Игра «Правил нет».

(Я злюсь и раздражаюсь, когда ты…).



Игра «Упрямый».

Родители и дети в кругу. Выбирается самый упрямый ребёнок. Его мама – ведущая. Родитель даёт команду, все выполняют её, а ребёнок – наоборот.

 

Игра «Комплименты».

Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова. В конце говорят «Спасибо, мне очень приятно».

 

Игра «Скульптор и глина».

Упражнение выполняется в парах (родитель – ребёнок). Ребёнок — «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из глины прекрасную статую. «Скульптор сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. После того, как работа закончится все рассматривают статуи, пытаясь угадать, что слепил «скульптор». После упражнения следует обсуждение: что чувствовали, понравилась ли форма, которую придали.

свернуть

 Памятка родителям

                                Десять фраз, которые нельзя говорить ребёнку

Есть такие слова, говорить которые детям категорически воспрещается! Внимательно прочтите и запомните…

  1. Видишь, у тебя ничего не получается – дай я сделаю!

Такие фразы заранее программируют ребёнка на неудачу, вселяют в него неуверенность.

  1. Возьми, только успокойся!

Ребёнок понимает: нытьём и капризами можно добиться всего.

  1. Ещё раз такое увижу – ты у меня получишь!

Дальше угроз дело не доходит, и все гневные обещания так и остаются словами. А значит, очень скоро они перестают действовать.

  1. Быстро перестань!

Ребёнок обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным и…начинает протестовать.

  1. Ты должен понимать, что…

Тоска в глазах ребёнка и желание как можно быстрее оказаться от родителей как можно дальше.

  1. Мальчики (девочки) так себя не ведут!

Постоянно повторяя эти слова, родители прививают ребёнку определённые стереотипы. А это – определённые комплексы во взрослой жизни.

  1. Не расстраивайся из-за ерунды!

Если родители не понимают важности и серьёзности проблемы, то в следующий раз ребёнок и рассказывать ничего не будет.

  1. Побереги своё здоровье!

Нельзя спекулировать своим здоровьем. Рано или поздно всё это перестаёт восприниматься всерьёз.

  1. Нет, этого мы не купим – денег нет!

Конечно, сказать это проще, чем объяснить, почему не стоим покупать всё подряд. А ребёнок понял лишь одно – у папы с мамой мало денег…

  1. У всех дети как дети, а ты…

«Всё не как у людей», «горе луковое», «наказание моё», «неряха», «растяпа» - подобные ярлыки понижают самооценку, и ребёнок действительно начинает им соответствовать.

   

свернуть