Как организовать занятия с ребенком с ОПФР дома

Многие родители сталкиваются с такой проблемой, как отказ ребенка заниматься дома с мамой. Ребенок может с мамой играть, бегать, выполнять только те действия, которые ему интересны. Но как только дело доходит до занятий, многие дети отказываются выполнять предложенные задания, плачут, закатывают истерики. Но к началу обучения ребенка в школе необходимо привить ему навык выполнения не только тех заданий, которые хочет он сам, но и те, которые нужно. Иначе в школе Вы столкнетесь с большой проблемой при выполнении домашних заданий. Для того, чтобы научить ребенка выполнять  задания по требованию родителей, нужно организовать рабочее место ребенка и подобрать стимулы (поощрения). Поощрения желательно выбирать с учетом интересов ребенка: мыльные пузыри, машинки, игры с мячом, и т.п. Иногда используют съедобные поощрения, но наша цель – развить у ребенка интерес к познавательной деятельности. Поэтому конфеты, печенье и т.п. применяются, как правило, в том случае, если больше ребенку ничего не интересно.  Стимулы постепенно будут меняться, по мере развития Вашего малыша.  

Рекомендации по организации занятий с ребёнком дома

  1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
  2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  3. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребёнок огорчён неудачей.
  4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления.
  5. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развития речи.
  6. Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение "Задуй свечку" 

Описание упражнения:  Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку" 

Описание упражнения: Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение "Горячий чай" 

Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук,  имитируя дутье на горячий чай.

Упражнение "Воздушный шар" 

Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

1. Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.

2. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.

3. Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее".

4. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.

5. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий.

6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.