Как организовать занятия с ребенком с ОПФР дома
Многие родители сталкиваются с такой проблемой, как отказ ребенка заниматься дома с мамой. Ребенок может с мамой играть, бегать, выполнять только те действия, которые ему интересны. Но как только дело доходит до занятий, многие дети отказываются выполнять предложенные задания, плачут, закатывают истерики. Но к началу обучения ребенка в школе необходимо привить ему навык выполнения не только тех заданий, которые хочет он сам, но и те, которые нужно. Иначе в школе Вы столкнетесь с большой проблемой при выполнении домашних заданий. Для того, чтобы научить ребенка выполнять задания по требованию родителей, нужно организовать рабочее место ребенка и подобрать стимулы (поощрения). Поощрения желательно выбирать с учетом интересов ребенка: мыльные пузыри, машинки, игры с мячом, и т.п. Иногда используют съедобные поощрения, но наша цель – развить у ребенка интерес к познавательной деятельности. Поэтому конфеты, печенье и т.п. применяются, как правило, в том случае, если больше ребенку ничего не интересно. Стимулы постепенно будут меняться, по мере развития Вашего малыша.
Рекомендации по организации занятий с ребёнком дома
- Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
- Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
- Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребёнок огорчён неудачей.
- Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления.
- Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развития речи.
- Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Упражнение "Задуй свечку"
Описание упражнения: Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.
Упражнение "Сдуть с руки снежинку"
Описание упражнения: Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.
Упражнение "Горячий чай"
Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай.
Упражнение "Воздушный шар"
Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
1. Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.
2. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.
3. Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее".
4. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.
5. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий.
6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.