Организация образовательной среды для воспитанников с расстройствами аутистического спектра в учреждении дошкольного образования
Механизм возникновения связан с парадоксальной реакцией организма на внешние и внутренние раздражители в условиях гиперчувствительности и/или гипочувствительности анализаторов: зрительного, слухового, кожного, двигательного, вестибулярного, обонятельного, вкусового.
Например, дети с аутизмом воспринимают лёгкое прикосновение как болезненное, а сильное сжатие как успокаивающее. Некоторые не чувствуют боли и холода, предпочитают острую пишу и резкие запахи. Другие испытывают болезненные ощущения от соприкосновения тела и одежды, приёма пищи определённой консистенции и температуры, сильных запахов. При аутизме человек не может усилием воли подавить свои ощущения, они провоцируют спонтанное и неконтролируемое поведение, которое является вынужденной реакцией на действие раздражителя.
Необычное поведение ребёнка при аутизме выполняет две основные функции:
- сенсорной защиты
- сенсорной стимуляции.
Повышенная чувствительность ребёнка с аутизмом провоцирует избегание болезненных сигналов из окружающего мира в виде сенсорных защит. Пониженная чувствительность обусловливает появление сенсорных стимуляций с помощью сильного раздражителя. Кроме того, возможно наличие смешанных реакций: повышенной чувствительности по отношению к одним раздражителям и пониженной к другим.
Педагоги и родители могут не подозревать, что ребёнок с аутизмом испытывает физический дискомфорт при действии привычных для других людей раздражителей. Они объясняют его необычное поведение капризами, недостатком воспитания или нарушениями интеллекта, тогда как оно придаёт ребёнку с аутизмом чувство самообладания, безопасности и позволяет получить ощущения, в которых он испытывает недостаток.
Решить эту задачу позволяет организация комфортной для ребёнка с аутизмом среды жизнедеятельности, которая получила название адаптивно-адаптирующей, т.к., с одной стороны, она адаптирована к возможностям ребёнка с аутизмом, а с другой - адаптирует его самого к окружающей действительности.
Организация обучения детей с аутистическими нарушениями предполагает создание для них адаптивной образовательной среды с особой организацией пространства и визуализацией времени. Адаптивная среда обучения – это именно та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка находят понимание и поддержку.
Для создания адаптивной образовательной среды необходимо:
1. Обозначать четкие визуальные и материальные границы пространственных зон.
Для этого используют специально приспособленные перегородки, предметы мебели, различные покрытия на пол или маркировки. Четкие физические и индивидуальные границы помогают ребенку понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец. Например, разделение стола на две части с помощью перегородки, клейкой ленты или четкой линии делает видимым пространство, которое каждый из двух сидящих за столом воспитанников считает своим. Место ребенка с аутистическими нарушениями можно обозначить табличкой с его именем и фамилией.
2. Минимизировать количество раздражителей в группе и в кабинете учителя-дефектолога.
Для этого используются одноместные рабочие столы. С помощью установки на стол невысоких ширм можно уменьшить количество визуальных отвлекающих факторов. Такая обособленность также будет снижать возможную тревожность ребенка.
3. Рационально организовывать рабочее место воспитанника.
Детей с расстройствами аутистического спектра важно приучать к порядку на рабочем месте, используя картинки, цветовые обозначения, цифры, знаки и т.д.
4. Маркировать предметы и пространство.
С помощью сигнальных опор маркируются стулья, столы, кровати, шкафчики, полотенца, например, маркером одного цвета обозначают стол, стул, кровать, полотенце, шкаф для одежды, место расстановки на зарядке конкретного ребенка. Сигнальные опоры позволяют ребёнку быстро ориентироваться и без внешней помощи организовывать свою деятельность.
5. Разделять пространство на зоны по видам деятельности.
6. Наглядно представлять последовательность событий во времени.
Ребенок с расстройствами аутистического спектра нуждается в визуализации времени. Для того чтобы он смог устанавливать причинно-следственные связи между отдельно происходящими событиями и явлениями, необходима специальная организация пространства в группе с применением зрительных опорных сигналов, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации. Визуализация организуется с помощью наглядно представленной последовательности действий в виде расписания.
Создание адаптивной образовательной среды позволит уменьшить «поведенческие» проблемы ребенка с расстройствами аутистического спектра и поможет ему приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые окружают нас в обыденной жизни.