Речевые игры по дороге в детский сад

Речевые навыки ребенка лучше всего развивать в свободном общении с ним, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, и в первую очередь, родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Взаимодействие с ребенком на прогулке, по дороге в детский сад, магазин и т.д. может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития, если поиграть с ребенком в речевые игры.

Игры на обогащение словаря:

Игра «Угощаю»

Предлагаете вспомнить «вкусные слова»: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Игра «Ищем слова»

Какие слова можно «вынуть» из овощного супа? Шкафа для одежды? Портфеля? И т.д.

Игра «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля) и т.д.

Игра «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Игры для развития грамматического строя речи:

Игра «Приготовим сок»

Из клубники – клубничный сок, из груши – грушевый сок, из ананаса – ананасовый сок, из моркови – морковный сок и т.д.

Игра «Один – много»

Яблоко –  много яблок, стол – столов, карандаш – карандашей и т.д.

Игра «Большой – маленький»

Дом – домик, рука – ручка, стул – стульчик, шар – шарик и т.д.

Игра «Наоборот» (слова антонимы)

Глубокий – мелкий, длинный – короткий, смелый – трусливый, белый – черный, далеко – близко.

Игра «Веселый счет»

Один самолет, два самолета … пять самолетов и т.д.,

Одна машина, две машины … семь машин и т.д.

Игра «Какой, какая, какое?» (определи предмет по форме, величине, цвету)

Арбуз – круглый, большой, зеленый.

Огурец – овальный, маленький, зеленый.

Игра «Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных: Уши собаки (чьи?) - собачьи, хвост у лисы (чей?) - лисий и т. д.

Игры на развитие фонематического слуха

Игра «Тишина»

Ребёнок,  закрыв глаза, «слушает тишину». Через 1-2 минуты предлагается открыть глаза и рассказать, что он услышал.

Игра «Дует ветер»

Дует лёгкий  летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо). Подул сильный ветер: У-У-У (громко)

Игра «Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ш - шасси, шапка, шуба, швабра и т. д.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.