КИБЕРБУЛЛИНГ

Кибербуллинг (интернет-травля) — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.

Основные отличия травли в интернете от «традиционной» травли.

Обычно под травлей (буллингом) понимают агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц.

В широком смысле буллинг представляет собой систематическое, повторяющееся в течение длительного времени третирование, оскорбление, унижение достоинства другого человека, например, в школе, на рабочем месте, в тюрьме, и через Интернет, и так далее. Типичные действия, осуществляемые при травле — это распространение заведомо ложной информации (слухов и сплетней) о человеке, насмешки и провокации, прямые оскорбления и запугивание, социальная изоляция (бойкот и демонстративное игнорирование), нападки, ущемляющие честь и достоинство человека, причинение материального или физического вреда.

К формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавляются возможности всемирной паутины, благодаря чему она приобретает следующие функции:

  • Круглосуточное вмешательство в личную жизнь. Травля не имеет временного или географического ограничения. Нападки не заканчивается после школы или рабочего дня. Киберхулиган (моббер) круглосуточно имеет прямой доступ через технические средства к жертве: мобильный телефон или профиль в социальных сетях и электронную почту. Благодаря постоянным номерам и учётным записям жертва не защищена от нападок и дома.
    • С другой стороны, не очень настойчивого и способного хулигана можно занести в чёрные списки и помечать его сообщения как спам.
  • Неограниченность аудитории, быстрота распространения информации. Сообщения или изображения, пересылаемые электронными техническими средствами, очень трудно контролировать, как только они оказались онлайн. Например, видео легко копируются с одного интернет-портала на другой. Поэтому размер аудитории и поле распространения кибермоббинга гораздо шире «обычной» травли. Тот контент, о котором уже давно забыли, может вновь попасть на глаза общественности, и жертве будет трудно его нейтрализовать.
  • Анонимность преследователя. Киберпреступник не показывает себя своей жертве, может действовать анонимно, что обеспечивает ему — пусть и кажущуюся — безопасность и нередко увеличивает срок его негативной «кибер-активности». Незнание жертвой, кем является тот, «другой», кто её третирует, может запугать её и лишить покоя.

Жертвы кибербуллинга.

Основное количество жертв и их преследователей приходится на возраст между 11-16 годами — пубертатный период, характеризующийся высокой чувствительностью к любым оскорблениям, слухам и социальным неудачам. В большинстве случаев, основной удар преследователя приходится на внешний вид, на «аватар» подростка или взрослого (например, слишком худой или слишком толстый и так далее).

Формы кибербуллинга по классификации Нэнси Вилладр.

  • Оскорбление (флейминг). Как правило, происходит в открытом публичном пространстве Интернета, посредством оскорбительных комментариев, вульгарных обращений и замечаний.
  • Домогательство. Целенаправленные, систематические кибер-атаки от незнакомых людей, пользователей социальных сетей, людей из ближайшего реального социального окружения.
  • Очернение и распространение слухов. Намеренное выставление жертвы в чёрном свете с помощью публикации фото- или видеоматериалов на Интернет-страницах, форумах, в новостных группах, через электронную почту, например, чтобы разрушить дружеские отношения или отомстить экс-подруге.
  • Использование фиктивного имени. Данный фактор означает намеренно выдавать себя за другого человека, используя пароль жертвы, например для того, чтобы оскорбить учителя.
  • Публичное разглашение личной информации. Предполагает распространение личной информации, например, интимных фотографий, финансового положения, рода деятельности с целью оскорбить или шантажировать, например, экс-партнера.
  • Социальная изоляция. Отказ общаться (как на деловом, так и на неформальном уровне), исключение из Instant-Messenger’a группы или игрового сообщества и так далее.
  • Продолжительное домогательство и преследование. Систематическое (сексуальное) преследование кого-либо, сопровождающееся угрозами и домогательствами.
  • Открытая угроза физической расправы(англ. Cyberthreats). Прямые или косвенные угрозы убийства кого-либо или причинения телесных повреждений.

Причины кибербуллинга:

  1. Страх: чтобы не стать жертвой травли чаще примыкают к активной, предположительно сильной группе коллектива.
  2. Завоевание признания: потребность «выделиться», быть на виду, завоевать влияние и престиж в группе.
  3. Межкультурные конфликты: национальные различия в культуре, в традициях, в языке, нетипичная внешность.
  4. Скука: например, от скуки негативно прокомментировать чью-либо фотографию.
  5. Демонстрация силы: потребность показать своё превосходство.
  6. Комплекс неполноценности: возможность «уклоняться» от комплекса или проецироватьего на другого. Большая вероятность стать причиной насмешек из-за чувства своей ущербности.
  7. Личностный кризис: разрыв любовных отношений, дружбы, чувство ненависти и зависти, неудачи, провалы, ошибки.

Поскольку основным количеством жертв, подвергшихся кибербуллингу – подростки, стоит отметить интернет-травлю в учебном заведении.

Возможные признаки интернет-травли в школе:

  • Анонимность «почтового ящика». Ученики с помощью своего почтового ящика получают возможность осуществлять травлю анонимно. Необходимо учитывать тот факт, что эти анонимные почтовые ящики могут быть использования для травли других учеников.
  • Ухудшение психологического климата в классе. Если отношения между учениками в классе все чаще приобретают недружественный характер, увеличивается частота конфликтов, то это способствует развитию травли.
  • Разрыв дружественных связей между учениками.
  • Школьные мероприятия. Во время различных школьных мероприятий: экскурсионные поездки, праздники, конкурсы, спортивные состязания становится видно, насколько сплочен классный коллектив, становится осязаемой «линия надлома» межличностных отношений внутри класса.

Учителям не всегда просто удается вовремя обнаружить случаи интернет-травли в школе на этапе их возникновения. Как правило, учителя узнают о случае травли достаточно поздно, на этапе эскалации конфликта. Упреждающие меры по узнаванию кибер-террора в школе могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению.

Симптомы, проявляющиеся у жертв интернет-травли.

  • Ухудшение показателей здоровья. Сюда могут относиться такие симптомы, как головная боль, боль в животе, проблемы со сном, подавленное настроение.
  • Изменение поведения. Сигналом для тревоги может послужить неожиданная замкнутость и закрытость ученика, снижение успеваемости в школе, отстраненность от реального мира, частое пребывание в мире фантазий и в мире онлайн-игр.
  • Пропажа личных вещей ученика. Неожиданное исчезновение любимых вещей ученика и денег, которое легко могут заметить родители.
  • Недооценка серьезности и умаление значение кибер-террора. Жертвы травли на первом этапе общения со взрослыми зачастую скрывают случаи кибер-травли, которые осуществляют с ними другие ученики или умаляют их значении в глазах взрослых. Если есть серьезные подозрения на наличие кибер-террора, необходимо провести повторную беседу с учеником и усилить наблюдение за ним.
  • Ухудшение психологического здоровья. Исследования показывают, что травля часто приводит к депрессии, снижается самооценка, они оказываются в изоляции, индивиды чаще думают о суициде, иногда дело доходит до самоубийства.

Как противостоять кибербуллингу (рекомендации детям и родителям)?

Дети в настоящее время рано начинают активно осваивать интернет. Есть определенные правила безопасности, которые дети понимают сами или через печальный опыт. Как можно помочь ребенку подготовиться к рискам, которые есть в интернет-среде — рассказать про технику безопасности.

1) Приватность. Иногда хочется все всем рассказать о себе, забывая, что мы не знаем, кто именно нас читает и смотрит наши фотографии. Издевательства в сети возможны только в том случае, если мы как-то предъявляем себя там. Необходимо аккуратно размещать свои фотографии, личную информацию. Личное в интернете максимально легко становится общественным: каждый, кто видит фотографию, может сохранить себе ее на компьютер. В настройках конфиденциальности в социальных сетях все это есть: пользователь может выбирать, что и кому он готов показать или рассказать. Техника безопасности в данном пункте включает в себя два навыка: умение разбираться в настройках приватности и вдумчиво обращаться с личной информацией.

2) Нейтральность. А что делать, если кто-то в сети уже задирает ребенка? Как реагировать на издевательства, едкие комментарии или даже угрозы? Следует соблюдать нейтральность в общении с задирами, быть эмоционально отстраненными в диалоге, не выдавать силы своей реакции. Это обеспечит безопасность: если будет разбирательство, кто организовал травлю, то при прочтении переписки будет легко понять – если ваш ребенок отвечал нейтрально, не агрессивно, – что он невинен.

3) Просить помощи. Подростки не всегда хотят сразу обо всем рассказывать родителям. Из-за этого дети терпят травлю в интернете, и никто из близких может не догадываться об этом. Травля в школе заметна. И она заканчивается тогда, когда подросток уходит с территории школы. Кибербуллинг вездесущ: где бы ни находился человек, травля в сети может достать его, стоит ему выйти в онлайн режим. От издевательств в сети трудно скрыться, в травлю по интернету вовлекается много людей, это может вызвать сильнейшее чувство стыда у ребенка. Подросткам необходимо рассказать, что травля в интернете — запретный и негативный прием, и нет необходимости терпеть это. Необходимо напоминать детям, что в ряде случаев важно обратиться за помощью к взрослым.

4) Общение с администраторами социальных сетей, обращение за помощью в техническую поддержку сайтов. В социальных сетях сейчас активно разрабатывается программа противостояния издевательствам в интернете, есть различные способы. Всегда можно написать администраторам форумов или социальных сетей о том, что происходит травля. Напротив записи в сети есть кнопка «пожаловаться», пользователей, которые учиняют травлю, легко можно заблокировать, и они не смогут больше ничего написать вам. Подростку стоит рассказать о конкретных способах обращения за технической поддержкой. В случае, если травля случилась, показать, какие нажимать кнопки, как писать сообщения модераторам, рассказать, что такая возможность всегда есть.

5) Френд-зона. Френд-зона — это сообщество различных людей, которых мы добавляем к себе в друзья в интернете. Часто это совсем незнакомые нам люди. Если у ребенка есть коммерческий аккаунт в инстаграме, ну, например, продает он открытки, которые сам нарисовал, то разумно рекламировать свою страницу и добавлять как можно больше подписчиков. Если же у ребенка личная страница в социальных сетях, где он пишет свои размышления о жизни, рассказывает о местах, где он бывал — то нет необходимости рассказывать эту информацию незнакомым людям. В ряде случаев необходимо добавлять в друзья только тех людей, в которых уверен.

6) Техническая безопасность. Аккаунты часто взламывают. Это делается и с коммерческими целями: мошенники могут начать просить перевести им деньги, будут писать сообщения всем вашим друзьям. Либо с целями хулиганства — просто, чтобы позлить и обидеть подростка. Поэтому необходимо регулярно менять свои пароли в аккаунтах.

7) Реакции на провокации и издевательства над другими. Подростки очень эмоциональны, и иногда вовлекаются в истории, о которых потом жалеют. Ребенка несложно задеть заживо, спровоцировать. Важно научить детей быть внимательными к своей безопасности в интернете, обучить их критически относиться к действиям друзей, не вовлекаться в издевательства над кем бы то ни было. Иногда кажется, что издеваться над плохим человеком можно, и он сам это заслужил. В таких случаях праведный гнев и жажда справедливости могут сделать так, что подросток окажется виноват в буллинге. Важно донести до ребенка, что издеваться нельзя над кем бы то ни было, даже если человек тебе не нравится или неприятен — это не повод начинать травлю.